Корень с чередованием дал дол

Содержание
  1. Корень с чередованием дал дол
  2. Что такое чередующиеся гласные в корне слова: правило и примеры
  3. Корни с чередованием: правописание, примеры
  4. Юридический портал
  5. Корни с чередованием
  6. Разработка урока по русскому языку по теме — Правописание корней с чередованием гласных
  7. Чередующиеся гласные
  8. Изучение орфограммы чередующиеся гласные в корне слова
  9. Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: ЧАСТИ СЛОВА
  10. Чередование гласных в корнях слов
  11. Учебник русского языка ПРЕДИСЛОВИЕ
  12. Чередующиеся гласные в корне слова
  13. Корень слова
  14. Дол дал правило
  15. Дал дол правило
  16. Корни дол дал правило
  17. Дол и дал правило
  18. Правило II
  19. Правила дал дол
  20. Корни дал дол правило
  21. Правило дал дол
  22. Конфликты в детском оздоровительном лагере
  23. Безударные гласные в корне
  24. Корни с чередованием правило дайте
  25. Дол дал корни с чередованием
  26. Как найти в слове корень
  27. Части слова
  28. Корни с чередованием гласных: правила чередования и правописания букв в русском языке, таблица с примерами орфограммы и диктант с ними
  29. Чередование е и и
  30. Чередование а(я) и им , а(я) и ин
  31. Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне
  32. Правило II. Корни с чередованием А//О
  33. Правило III. Корни с чередованием А//О
  34. Правило IV. Корни с чередованием А//О
  35. Правило V. Корни с чередованием А//О
  36. Правило VI. Корни с чередованием А//О
  37. Правило VII. Корни с чередованием А//О
  38. Корни дол дал правило
  39. Корень дол дал правило
  40. Правило VII

Корень с чередованием дал дол

Корень с чередованием дал дол

В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а».

Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники).

К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

Что такое чередующиеся гласные в корне слова: правило и примеры

Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс.

Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье.

Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.

Корни с чередованием: правописание, примеры

Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии (правописания) – это морфемный принцип. Он проявляется, например, в правиле «Безударная гласная в корне слова» или в правиле «Непроизносимая согласная в корне слова».

Юридический портал

Чередование О/А 3.Зависит от значения слова: -ровн- Значение «РОВНЫЙ, ГЛАДКИЙ» Сровнять, выровнять -мок- Значение «МОКНУТЬ, ВПИТЫВАТЬ» промокашка Запомните: -равн- Значение «РАВНЫЙ, ОДИНАКОВЫЙ» Сравнять счет, равнялись -мак- Значение «МАКАТЬ В ЖИДКОСТЬ» Обмакнуть Равнина, ровесник, уровень, поровну

Корни с чередованием

а) Учёные считают, что слово благотворительность впервые употребил Карамзин.

В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо + говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + денствие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо + приятный) — принимаемый, угодный.

Интересное:  Запрет на рыбалку в оренбургской области 2021

Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.

Разработка урока по русскому языку по теме — Правописание корней с чередованием гласных

12.

В корнях бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-, блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс— а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Чередующиеся гласные

Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.

Выбор вариантов написания зависит от нескольких факторов. В зор-, зар- в безударном положении (например, заря) в корне на письме обозначается буква А, а в противоположном случае (например, зори) — О. Исключением в данном случае является слово зорянка, обозначающее название птицы.

Изучение орфограммы чередующиеся гласные в корне слова

— Однокоренные ли это слова? Почему? — Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне. Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья.

Интересное:  Социальная стипендия для молодой семьи

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: ЧАСТИ СЛОВА

На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — (-я-) чередуется с —им— или — ин-, например: сажать – сж имать, примять – прим инать, начать – начинать, снять – снимать; —им— или —ин— пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс —а-. Но сочетать, сочетание.

Отл..жить, пол.-жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распоЛеЖиться, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол-.жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не-дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..

стать, р..стения, р..сту-щий, выращенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, занимать, пон..

мать,

Чередование гласных в корнях слов

Отл..жить, пол.-жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распоЛеЖиться, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол-.жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не-дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр.

.

стать, р..стения, р..сту-щий, выращенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, занимать, пон..

мать,

Учебник русского языка ПРЕДИСЛОВИЕ

Обвевать – обвивать; частота – чистота; валы – волы; спешите – спишите; поседеть – посидеть; слепить – слипаться, скрепить – скрипеть; разредить – разрядить; посвятить – посветить; отворить- отварить; запивать – запевать; обижать – обежать; висит – весит; примерять – примирять; старожил — сторожил; развиваться – развеваться; полоскать – поласкать; прожевал – проживал; распевать – распивать; подражать – подрожать (от холода); умолять – умалять; окатиться – окотиться; увидать – увядать; заплотить (реку) – заплатить.

Чередующиеся гласные в корне слова

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

Интересное:  Какие Пособия Выплачиваются При Рождении Третьего В Ленобласти

Корень слова

18 Янв 2021      hiurist         746      

Источник: https://urist-piter.ru/vozmeshhenie-vreda/koren-s-cheredovaniem-dal-dol

Дол дал правило

Корень с чередованием дал дол

В корпусах дети проживают в 4-5-местных комнатах. На каждом этаже располагаются:

  • санитарно-гигиенические блоки, оборудованные душевыми, комнатами гигиены, санузлами, сушилками;
  • комнаты вожатых;
  • холлы для проведения отрядных мероприятий.

Дело было так: путевку мы купили еще в феврале, приехав посмотреть лагерь. Разумеется, нам показали лучший корпус и сказали, что смотреть остальные нет смысла (конечно!) однотипные, мол. Поверили, на свою голову, т.к. Ген. директор с подчиненными были удивительно харизматичны. Сын (2005 г.р.) тогда выбрал «Футбольную академию».

С первого дня сын начал жаловаться на боль в спине из-за просто «проваливающихся» кроватей. Думали, сможем исправить, но корректирующий матрас передать не разрешили (что, в общем-то, понятно: нормы).

Дал дол правило

; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.

Корни дол дал правило

Забирать – заберу. Жиг-/жег- Выжигать – выжегший. Стил-/стел- Застилать – постелить. Блист-/блест- Блистать – блестеть. Мир-/мер- Умирать – умереть. Тир-/тер- Стирать – стереть. Дир-/дер- Раздирать – раздерёт. Пир-/пер- Запирать – запереть. Чит-/чет-

Вычитать – вычеты.

Исключения: сочетание, сочетать, чета. 1) Чередование и/е в корнях мир-/мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.

Вымирать – вымереть, замирать – замереть.

В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и.

Мир, мирный, усмирять.

В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е.

Дол и дал правило

ать — с жЕч ь)

  • -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)

Правило II

в безударном положении пишется а, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: заря̀, зарнѝца, но; зо̀ри, за̀рево.

Исключение: зорева̀ть.

3.

Правила дал дол

Внимание

Пла́вать, плы́ть – плавучесть, поплавок, жук-плавунец. Пловец, пловчиха; плывуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни Правило Примеры Исключения Раст- Ращ-/рос- Перед ст и щ пишется а, перед с пишется о.
Расти, растение, выращивать, наращение – выросший, заросли, поросль. а) Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток (и производные от них, например: ростовщический).

б) отрасль (и производные от них, например: отраслевой). Скак-/скоч- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о.
Скакать, проскакать, на скаку – выскочка, заскочить, выскочить. Скачу, скачок, скачи, вскачь.

Лаг-/лож- Перед г пишется а, перед ж пишется о.

Корни дал дол правило

Безударные гласные в корне

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре.
Написания, которые нельзя проверить ударением, называются
непроверяемыми.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

Правило дал дол

Часть детей проживает в двухэтажных кирпичных корпусах. по 6-8 человек в комнате. Душевые, умывальники и туалеты находятся на этаже.

Об этом мы узнали, получив от ребенка фотоснимки, сделанные при помощи смартфона. Вопрос к Роспотребнадзору?!

Конфликты в детском оздоровительном лагере

— Если кто-то прицепился, задирает, провоцирует, а остальные дети соблюдают нейтралитет, значит в коллективе подросткам небезопасно.

Цепляющийся пытается так самоутвердиться и выстроить иерархию, а «наблюдающие» боятся вставать на защиту, так как предполагают, что и сами могут стать мишенью для травли.

Об этом нечасто говорят, но «наблюдатели», так же как и жертва, получают в таких ситуацию большую травму, укрепляются в пониманию, что когда тебя мучают, лучше просто терпеть.

Как и любой другой, конфликт в отношениях «обслуживающий персонал — ребенок» необходимо решать с учетом требований общечеловеческой и профессиональной этики, но с максимальной педагогической пользой для ребенка.

то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.

  • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)

Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О.

  • -равн -//- ровн- ( сравнитьхарактеры – подровнять грядку ).

21vu.ru

Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне.

Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3) Придется вспомнить чередующиеся корни.

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя.

В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: кас а ться — коснуться, предлаг а ть — предложить

Написание гласных, зависящее от ударения

1.

Источник: https://migration48.ru/dol-dal-pravilo

Безударные гласные в корне

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

Например: подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем: -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова; под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо; -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности.

Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. Кнопочки находятся чуть ниже.

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем mein Морфемика от греч. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфемы — это минимальные значимые части слова.

Они образуют морфемный состав языка. Каждая морфема имеет свое значение.

Корни с чередованием правило дайте

Под ударением Без ударения -гар- загар огарок -гор- загорел горелый -зар- — -зор- зарево зорька -зар- зарница озарение -клан- — -клон- кланяться поклон -клон- наклонять склонение -твар- — -твор- тварь

творчество -твор- творить

И перед суффиксом -а- Е в остальных случаях -бир (а) — собирать -бер- соберет -дир (а) — обдирать -дер- обдерет -мир (а) — замирать -мер- замереть -тир (а) — обтирать -тер- обтереть -пир (а) — запирать -пер- запереть -жиг (а) — выжигать -жег- выжег -стил (а) — расстилать -стел- расстелить -блист (а) — блистать -блест- блестеть -чит (а) — вычитать -чет- вычет

Но: сочетать, сочетание

Дол дал корни с чередованием

Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева. Ру www. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.

С чередующейся гласной. Как ответила мне наша учительница на тот же вопрос — внимательно слушать учителя во время диктанта. У нас в каждом диктанте в третьем классе встречаются корни с чередующимися гласными. В первых двух дочь допустила такие же ошибки, оценка естественно была снижена. Потом я ей объяснила суть — больше ошибок не было.

Как найти в слове корень

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза — березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

носорог, водолаз, ледокол, змеелов, стеклорез, ледоход, вертолёт, углевоз, скалолаз, пешеход, пылесос, сталевар, овощевод, камнепад, рыболов

  • Выскажите своё мнение: в данных словах один корень или два? От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
  • Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
  • Выделите в сложных словах корни: . Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.

В корнях с чередующимися гласными е-и ( бе р — — бир -, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- — стил , дер — — дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс — а-, например: выб ирать – выб ерут, зап ирать – зап ереть, ум ирать – ум ереть, расст илать — расст елить, разд ирать – разд ерут, бл истать – бл естеть.

Корень ма к- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: м акать (хлеб в молоко); обм акнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги пром окают, непром окаемый плащ, пром окательная бумага.

Части слова

Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания — Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? — Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. — Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? — Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]

Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем — Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — Почему поэт называет сад странным? — Прочитайте выделенные слова, выпишите их.

:  Сбор Для Малоимущих Продуктами

Корни с чередованием гласных: правила чередования и правописания букв в русском языке, таблица с примерами орфограммы и диктант с ними

Корень с чередованием дал дол

18.10.2021

При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.

В русском языке аблаут — явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать.

Чередование е и и

12. В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-:

  • собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать;
  • в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им , а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-:

  • сжать – сжимать,
  • понять – понимать,
  • начать – начинать.

Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

  • от суффикса, следующего за корнем;
  • от буквы, следующей за гласной;
  • от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им-, если дальше следует суффикс -а-: занимать — занять, сжимать — сжать.

В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: кас а ться — коснуться, предлаг а ть — предложить

Написание гласных, зависящее от ударения

В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: заг̀а̀р — загора̀ть. 2.

В корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: заря̀, зарнѝца, но; зо̀ри, за̀рево.

Исключение: зорева̀ть.

В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть, тварь, затво̀р.

Исключение: у̀тварь.

В корнях —плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловѐц, пловчиха. В остальных случаях пишется а: поплаво̀к, плавнѝк, плаву̀чий. В слове плыву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ, в остальных случаях — о: ра ст и, сра щ ение, росла.

Исключения: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав; отрасль.

В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

Исключения: скачок, скачу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождем); промокательная (бумага), промокашка.

В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый», о — со значением «ровный, прямой, гладкий»: сравнение, сравнивать; сровнять.

Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень.

Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

Правило I. Корни с чередованием И//Е

Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е:

  • -бир-а // -бер- (со бИр ать — за бЕр ёшь)
  • -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)

Правило II. Корни с чередованием А//О

Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О:

  • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
  • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)

Правило III. Корни с чередованием А//О

Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О:

  • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).

Исключения:росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

Правило IV. Корни с чередованием А//О

Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О:

  • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

Правило V. Корни с чередованием А//О

Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О:

  • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
  • -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)

Правило VI. Корни с чередованием А//О

Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О:
Исключения:зорянка, зоревать.

  • -зОр-//-зар- ( зар я – зОрь ка)

Правило VII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О:

  • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)

Источник: https://obraz-ola.ru/gumanitarnye-nauki/pravopisanie-kornej-s-cheredovaniem-glasnyh.html

Корни дол дал правило

Корень с чередованием дал дол

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя.

В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: кас а ться — коснуться, предлаг а ть — предложить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: заг̀а̀р — загора̀ть. 2.

бИрать — забЕрёшь)

  • -пир-а // -пер- (запИрает — подпЕреть)
  • -дир-а //-дер- (сдИрать — дЕрёт)
  • -тир-а // -тер- (стИрать — вытЕреть)
  • -жиг-а //-жеч- (сжИгать — сжЕчь)
  • -блист-а // -блест- ( блИстать — блЕстеть)
  • -стил-а // -стел- (перестИлать — застЕлешь)
  • -чит-а //-чест- (почИтать — почЕсти)
  • -мир-а //-мер- ( замИрал — замЕреть)

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о, а не а в словах: коз а , коз ёл ? Потому что — ко ? з ы !

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза ? , козёл — ко ? зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза ? , козёл — ко ? зий, ко ? злик.

  • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
  • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать.

Корень дол дал правило

— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.

  • -гАр -//- гор- (загАр – загорать)
  • -клАн-//-клон- ( клАняться – поклониться)

Правило VII

Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму.

Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания.

Внимание

В данных корнях чередуются е-и, поэтому у нас не получится подобрать проверочное слово, поскольку под ударением в этих корнях может встретиться е, а может – и.

Следует запомнить

В корнях с чередованием е-и пишется и, если после корня идёт суффикс —а-.

Значит ли это, что теперь в каждом случае при выборе для написания е-и в корне, мы будем обращать внимание на суффикс а? Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1). Эти корни следует запомнить:

(Запомнить: сочетание, сочетать!)

Рис.

Источник: https://zakon02.ru/korni-dol-dal-pravilo/

Расскажем о законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: